ТЕОСОФИЯ, ЭЗОТЕРИКА, ЭНЕРГО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тайная вечере. Кто знает всё, тот может всё

Леонардо да Винчи

(обновленная редакция 2024 г.)

Тарасова Д. А., Тарасов А. В.

Вся история мировой цивилизации напоминает картину периодически повторяющихся всплесков и упадков социальной активности человечества. Таков закон развития эволюции. В ходе этого процесса человечество накапливает опыт, развивается, приобретает совокупность материально-технических достижений и духовных убеждений. Общество учится преодолевать различные стадии социально-политической трансформации, что чаще всего приводит к смене одного общественного строя другим. На фоне любых эволюционных динамических изменений в обществе, как правило, появляются различные значимые фигуры, выдающиеся личности и вдохновенные лидеры. Это могут быть духовные, политические и общественные деятели, которые в свою очередь производят значительные эволюционные перемены, определяющие в дальнейшем основные направления человеческой цивилизации.

Таким значительным и длительным периодом для человечества стала эпоха Возрождения, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому Времени. Её продолжительность начинается с конца XIII до начала XVII века, то есть более трёх веков. Отличительные черты этой эпохи – светский характер культуры, гуманизм, развитие точных и гуманитарных наук, расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение», что и обусловит название данной эпохи.

Рис 1. Астрономические инструменты
Рис 1. Астрономические инструменты

Весь период Возрождения или Ренессанс, подразделяется на четыре этапа, но самый расцвет его соответствует третьему периоду. Его принято называть «Высоким Возрождением», центром влияния делается Италия, Флоренция и Рим.

Благодаря вступлению на папский престол Юлия II – человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, начинается небывалый расцвет искусства. Начинается строительство множества монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; все средневековые принципы меняются со спокойствием и достоинством, классический отпечаток творчества ложится на все виды искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это – Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело Буонаротти (1475–1564) и Рафаэль Санти (1483–1520).

Рис 2. Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»
Рис 2. Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»
Рис 3. Пьета (Микеланджело, 1499):  в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены  простые человеческие чувства – материнская любовь и скорбь
Рис 3. Пьета (Микеланджело, 1499): в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены простые человеческие чувства – материнская любовь и скорбь

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (15.04.1452–02.05.1519) селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции, Италия. Сын нотариуса и простой крестьянки был незаконнорожденным, поэтому не имел фамилии.

Отсюда «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя – итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Рис 4 Леонардо да Винчи «Автопортрет»
Рис 4 Леонардо да Винчи «Автопортрет»

Заинтересовавшись этой выдающейся личностью, мы еще в 2013 году запросили о нем информацию в Системе. Вот ответ на наш запрос:

17.12.2013

Информация по системе:

Леонардо да Винчи

Он родом из Флоренции, но 18 лет прожил в Милане. Служил у герцога Людовико Сфорца.

Гениальный изобретатель, военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор и живописец в 30 лет стал ещё и музыкантом. Изобрёл многострунную лютню и играл на ней во дворце герцога.

В Милане есть его музей «Национальный музей науки и техники».

Но самое главное, что в Милане есть монастырь Санта–Мария делле Грация. Так вот, в его трапезной находится и хранится его шедевр – фреска «Тайная вечере». Во времена Второй мировой войны, когда бомбили Милан, один снаряд угодил в трапезную монастыря, и разрушил всё, кроме той стены, на которой помещена фреска.

В Милане есть так же другой собор Санта–Мария–Рождающая, напротив которой установлен его памятник. А в самом соборе храниться гвоздь, по преданию вынутый из креста, на котором был распят Иисус Христос. Леонардо да Винчи сконструировал механизм, который несколько раз в году эту святыню опускает к посетителям Собора.

Леонардо да Винчи это инкарнация Адепта Медиуса Торцис с Пятого Луча Планетарной Системы Земли.

Направление деятельности, работы, призвание Адепта в планетарной Иерархии: математика, алгебра, любой математический расчёт по приведению формул, создание алгебраической системы, формул, объясняющих эзотерическую астрономию и эзотерическую анатомию, целительство.

Видимо, музыка, живопись и скульптура это уже было сверх того, что он мог и умел.

Последняя инкарнация Чу Ван Линь (Тибет), два года назад ушёл.

Экстернализационные потоки: Юпитер – Земля – Солнце.

Но уже специально для написания данной подробной статьи о Леонардо да Винчи Учитель Майтрейя дал ряд своих комментариев и разъяснений, проливающих свет на многие известные и неизвестные факты жизни и творчества этого гения эпохи Возрождения.

Нашим современникам Леонардо да Винчи в первую очередь известен как итальянский художник, живописец, скульптор и архитектор. Затем уже как учёный, мыслитель, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель, строитель и военный инженер. Но главное, что он остаётся одним из крупнейших представителей искусства периода Высокого Возрождения, ярким примером «универсального человека», опередившего «своё время» лет на 300.

Он изучал черчение, химию/алхимию, металлургию, работу с металлом, гипсом, кожей, занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Леонардо осознал и воплотил в практику новую живописную технику. Благодаря чему реализм в живописи, искусство живописи перешли на качественно новую ступень своего развития. Нельзя забывать также, что он был и очень талантливым музыкантом, создавал новые музыкальные инструменты, например серебряную лиру.

Как художник и естествоиспытатель он исследовал животный и растительный мир, а затем пытался применить законы биологии и физики в инженерной практике. В 1487 г. разработал план летательной машины – орнитоптера, основанного на принципе птичьего полёта. Это, в сущности, была идея первого аэроплана. Этой работе предшествовала длительная работа по изучению механизма полёта птиц и целая серия набросков этих полётов. Так же Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки, прототипом современного вертолёта.

Леонардо да Винчи интересовался астрономией, он первым предложил схему прототипа телескопа с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). Первым попытался объяснить синеву дневного неба. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Леонардо да Винчи в своем труде «Codex Atlanticus» привёл схему устройства колесцового замка для пистолета (заводившегося ключом) – это единственное изобретение, получившее массовое производство при его жизни. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в ХIХ веке. В связи с этой новой разработкой даже поменялась мода, люди начали использовать перчатки для удобства в стрельбе, вместо ранее используемых рукавиц.

Колесцовый замок Леонардо да Винчи

Рис 5. Колесцовый замок для пистолета
Рис 5. Колесцовый замок для пистолета

Кроме вышеперечисленных заслуг, существует ещё целый список изобретений, приписываемых ему лично или в виде коллективного труда с его учителями и учениками:

Рис 6. Парашют
Рис 6. Парашют
Рис 7. Чертеж летательной машины
Рис 7. Чертеж летательной машины
Рис 8. Военная машина
Рис 8. Военная машина
Рис 9. Летательный аппарат
Рис 9. Летательный аппарат
Рис 10. Автомобиль
Рис 10. Автомобиль
Рис 11. Арбалет
Рис 11. Арбалет
Рис 12. Скорострельное оружие
Рис 12. Скорострельное оружие
Рис 13. Военный барабан
Рис 13. Военный барабан
Рис 14. Прожектор
Рис 14. Прожектор

Многие историки рассматривают Леонардо да Винчи одним из первых представителей инженерного знания в эпоху Возрождения.  

В 1490 г. он создаёт Витрувианского человека – знаменитый рисунок, в изображении которого используется принцип «золотого сечения». Ещё его иногда называют «божественной пропорцией» человеческого тела. Этот рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он выражает интерес Леонардо да Винчи к математике и различного рода математическим вычислениям. Это произведение всё чаще стало использоваться разными авторами как символ равновесия, гармонии и симметрии человеческого тела. Начиная именно с Леонардо да Винчи, многие художники целенаправленно стали использовать пропорции «золотого сечения» в своих произведениях искусства.

Рис 15. Витрувианский человек
Рис 15. Витрувианский человек

В 1495–1498 гг. Леонардо да Винчи работает над фреской «Тайная вечеря» в доминиканском монастыре Santa Maria delle Grazie в Милане. Фреска изображает сцену последней трапезы, которую Иисус разделил со своими учениками и во время которой он объявляет, что один из них скоро Его предаст. Неповторимый характер «Тайной вечере» Леонардо да Винчи передаёт всё разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса и услышанной новостью. Сам Он уже знает, что за этим последует его арест, суд и распятие во имя спасения человечества.

Во время трапезы Иисус рассказывает им о новом таинстве, которое будет использоваться в Христианстве ⎯ это таинство Евхаристии или Причастия, во время которого верующий человек под видом хлеба и вина будет вкушать (причащаться) Самого Тела и Крови Иисуса Христа во оставление грехов и жизни Вечной. Поэтому на фреске Иисус правой рукой указует на вино, а левой на хлеб, которые в дальнейшем, после его смерти, будут символизировать его плоть и кровь. На первый взгляд, это событие, собравшее всех вместе за трапезой, и является главной идеей произведения. Но «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — это нечто большее, чем просто установление таинства Причастия, здесь сокрыты глубокие эзотерические моменты ⎯ связь Учителя с учениками, путь испытаний и жертвы и сакральный смысл присутствия 12 апостолов и те роли, которые были отведены каждому из них заранее.

Рис 16. «Тайная вечере»
Рис 16. «Тайная вечере»

Какой же тайный смысл и символы смог зашифровать в своем творении великий художник?

Фигуры Апостолов изображены группами по три человека, расположенными вдоль сидящей в центре фигуры Иисуса Христа. Причём контур Его фигуры напоминает треугольник, вершины которого есть нечто иное, как Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. Вообще число три постоянно фигурирует в Новом Завете и постоянно используется в описании земного служения Иисуса, начиная с его возраста 33 года, и заканчивая пребыванием в течении трёх дней в Аду и так далее.

Теперь обратим внимание на то, что по правую руку от Иисуса, на самом почётном месте по христианской традиции, сидит не кто-то из Апостолов, а сидит молодая женщина, это Мария Магдалина. Правая сторона символизирует начало нового мужского ростка, рождение потомства, в христианской традиции это будущее. Между Иисусом и Магдалиной образуется Буква «М», означающая видимо начало имени – Мария/Магдалина.

Рис 17. «Тайная вечере. Иисус и Магдалина»
Рис 17. «Тайная вечере. Иисус и Магдалина»

Либо обозначающая на итальянском Мoglie – жена. В любом случае, значение присутствия на фреске Марии Магдалины усилено скрывается ортодоксальной церковью. Второй знак, который тоже образуется между ними ⎯ это знак «V(U)», который тоже может являться первой буквой латинского слова Uxor – жена и символизировать утверждение, согласие, выбор. В любом случае, присутствие на полотне женщины является символом священного принимающего начала, истинной «Священной чашей Грааля», символизирующей женское лоно – чрево, как символ нежности и материнства. Но Грааль соединяет в себе два элемента: чаша (треугольник, поставленный на вершину) олицетворяет женское, принимающее, водное начало и основание – копьё (треугольник, направленный вершиной вверх) – мужское, активное, огненное начало. Эти элементы соединены носителями жизни – кровью и священной жидкостью, стекающей в чашу. По одной из библейских версий Иосиф Аримафейский в подобную чашу собрал кровь Иисуса, распятого на кресте. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но факт в том, что многовековые поиски реальной «Священной чаши Грааля» не привели к нужным результатам и может быть продолжаются до сих пор.

Рис 18. Чаша Грааля
Рис 18. Чаша Грааля

Ближайшая группа справа объединяет трёх персонажей: Магдалина, Иуда Искариот и Пётр. Почему Леонардо да Винчи именно их поместил по правую руку от Иисуса и объединил их вместе?

Рис. 19. Фрагмент «Тайная вечеря»
Рис. 19. Фрагмент «Тайная вечеря»

Магдалина в правой руке сжимает нож, а Пётр, склонившись к ней, перехватывает эту руку и видимо говорит ей что-то успокаивающее, всё это происходит за спиной Иуды. Нож обозначает жертву, мученичество, смерть и освобождение. Символ инициации через испытания, встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни.

На лице Магдалины запечатлена мертвенная бледность и выражение скорби ⎯ это выдаёт её тайну – она знает какая судьба уготовлена Иисусу и что ему предстоит испытать в ближайшие часы и беспомощна что-либо изменить.

Иуда единственный, кто поставил локоть на стол, это признак самоуверенности и озираясь, пока никто не видит, занёс уже левую руку над хлебом, то есть над телом и жизнью Христа, а в правой руке крепко удерживает полный денежный мешочек, это именно те, 30 серебряников, которые он получил за предательство Иисуса.

На фреске Леонардо да Винчи объединил их вместе, ⎯ Магдалина, слабое, женское начало. Пётр слабый Духом человек, трижды отрекшийся от Учителя в ночь перед Его арестом. Иуда коварный, алчный предатель. Таким образом автор показывает, что грех и искушение «ходят» постоянно рядом с людьми, как бы близко они не находились к Богу. Они олицетворяют три человеческие слабости: маловерие, малодушие и зависть. Через маловерие приходят скорбь и сомнения, через малодушие приходят страх, трусость, предательство приходит через зависть и гордыню.

Почему они вместе? В напоминание о Заповедях Божьих, в которых Иисус указывает, что человеческие слабости приводят к ещё большим грехам. Почему Иуда предал Иисуса? Причина тому зависть и проявление гордыни. Иуда возжелал иметь то, что имел Иисус, отсюда его потаённая ненависть и враждебное отношение к преимущественному положению Учителя, моральному и духовному превосходству Иисуса. Зависть рассматривается как ущербное, глубинное чувство человека, окрашенное в разрушительный аспект.

Рис. 20. Иисус и Мария Магдалина
Рис. 20. Иисус и Мария Магдалина

Немалая часть информации передаётся через цвет и свет, используемые на полотне. Одежды у Иисуса состоят из сочетания красного и синего цветов. Это два активных цвета и полные противоположности. Синий – спокойный и уравновешенный, несёт истину, откровение, мудрость. Красный – энергичный, цвет опасности, мученичество и пролитая кровь. Вместе они словно борются друг с другом. Отсюда возникает драма в этом дуэте. И создаётся образ силы, мощи, преодолевающих все препятствия на Пути Испытаний.

Магдалина одета в небесно-голубой, это цвет материнства, небесной истины, веры, верности и вечности. Этот цвет также является символом Девы Марии как Царицы Небесной. На Магдалине наброшено золотистое покрывало, это символ Солнца, божественной силы, великолепия, просветления, бессмертия и покровительства Бога. Вместе они дают представление солнечного небесного свода и высшей одухотворённости.

Одежда Иуды состоит из тех же цветов, что и у Марии Магдалины – небесно-голубого и золотистого, но с добавлением зеленовато-коричневого цвета с левой стороны. С той стороны, которая идентифицируется с Сатаной, злом и смертью. Зеленовато-коричневый цвет является символом материального, приземлённого, хитросплетений ума, лживости и коварства. Таким образом автор показывает, как справа ⎯ налево, благочестивые оттенки одежды плавно переходят в цвета землистого, материального, гиблого цвета.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт спереди, высвечивая всю центральную часть фрески вместе с Иисусом Христом с последующей проекцией на левую стену и создаёт некоторую «дымку» над реализмом происходящего.

Все 12 Апостолов, слева ⎯ направо сгруппированы по три человека:

  • Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей,
  • Иуда, Пётр, Мария-Магдалина,
  • Иаков Зеведеев, Фома, Филипп,
  • Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

Первая группа слева: Варфоломей крепкий, молодой мужчина, уже готовый броситься в защиту своего Учителя, это видно по его решительной позе с опёртыми на стол руками. Иаков Алфеев, молодой, робкий, одной рукой держится за умудрённого Андрея, а другой рукой пытается дотянуться то ли до Петра, то ли до самой Магдалины. Андрей, старший брат Петра, ⎯ поднятые вверх две руки с открытыми ладонями говорят о его искренности и в тоже время он как бы с позиции взрослого человека говорит: «Тише, тише, давайте послушаем Учителя, что Он ещё скажет».

  • Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской, именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». Был призван в служение вслед за Филиппом, с которым потом проповедовал народам Малой Азии. Самостоятельно побывал в Индии и Армении. Его и Иуду Фаддея считают основателями Армянской церкви. Варфоломей закончил земной путь в Армении, где его сначала распяли на кресте, затем с ещё живого сняли кожу и обезглавили. Проповедовал Евангелия от Матфея.
  • Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается в Евангелиях только 4 раза. Также спорным вопросом остаётся место и обстоятельства завершения его мирской жизни.
  • Андрей — первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому назван Первозванным. Родился в городе Вифсаида и тоже был рыбаком. Решив посвятить себя служению, пришёл к Иоанну Крестителю на реку Иордан и стал его учеником. Он первым пошёл за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем, уверовав в божественную суть Иисуса. Андрей Первозванный особо почитается у славянских народов, так как по преданию он проповедовал в данных землях, предсказав появление на днепровских холмах Киева. Его распяли на Х-образном Кресте в городе Патры в Греции.

Вторая группа слева:

  • Пётр (Симон, Кифа) — один из первых учеников Спасителя. Был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении традиций Христианской Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Он трижды отказался от Учителя, плененного иудейским первосвященником, но искренне раскаялся в содеянном поступке и был прощен. Твердость его веры сделала его первым среди учеников Христа. Пётр проповедовал восточным народам и бриттам; стал первым епископом Рима. Принимая мученическую смерть через распятие на кресте, попросил своих мучителей повернуть его головой вниз, так как не считал себя достойным умереть также как Иисус Христос. Собор Святого Петра в Ватикане в Риме является центром Западного католического Христианства, где размещается Святой престол и папский двор.
  • Иуда Искариот — предатель, по преданию, повесился, после осознания того, что он сделал.
  • Равноапостольная Мария Магдалина — женщина, которая имела большое значение в жизни Иисуса Христа. Она была одной из его ближайших последовательниц и доверенных Учениц. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Из Святого Писания известно, что она первой увидела Христа по Воскресении Его из мертвых. Когда он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не взошёл к Отцу Моему; а поди к братьям Моим, и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему, и к Богу вашему». Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он сказал ей» (Ин., гл. XX). По другим преданиям, в частности, говорится, что Христос был женат на Марии Магдалине, и она родила от него сыновей. Образ Марии Магдалины много веков вызывает дискуссии ученых и священнослужителей. Мария Магдалина была похоронена в Ефесе, и ее мощи в IX веке были перенесены в Константинополь. Существует также мнение, что дети Марии Магдалины явились основателями трёх самых известных королевских дворов в Европе с получением монаршей власти по воле Бога.

Первая группа справа: Фома поднял правую руку с вытянутым указательным пальцем, этот жест можно расценить как удивление, недоверие и привлечение внимания к сказанным словам Иисуса. С другой стороны, Леонардо да Винчи привлекает внимание и к самому указательному пальцу, изобразив его слишком длинным. Данный акцент может говорить о том, что этот палец является выразителем энергий Юпитера, и указывает на Иисуса, человека, облечённого силой и властью, являющегося носителем Духа и посредником между Богом и людьми. Иаков Заведеев тоже удивлён, расстроен и пытается правой рукой оградить Иисуса, может быть даже от нападок маловерного Фомы. Филипп настолько растерян, что кажется готов вынуть из груди и отдать Иисусу своё сердце в качестве доказательства своей верности и преданности Учителю.

  • Фома — по прозвищу «Неверующий», поскольку усомнился в Воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю» (Иоанн, 20, 24-29). Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: «Мир вам!» Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим!» Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Он один из первых назвал Христа Господом и был готов идти за ним на смерть. Проповедовал в дальних землях, где принял мученическую смерть, пронзенный, пятью копьями.
  • Иаков Заведеев — рыбак, старший брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым казнённым за Веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2). Принял мученическую смерть через усекновение головы мечом. Является Небесным покровителем Испании, так как проповедовал в этих землях.
  • Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя. Третий из призванных мужей, проживающий в родном городе Петра и Андрея. Несколько раз упоминается в Священном Писании, в том числе в эпизоде раздачи пяти хлебов и двух рыб тысячам людей, а также в истории знакомства Иисуса с Варфоломеем. Ему выпал жребий нести Слово Господа жителям Эфиопии, Аравии, Греции и Фригии. Филиппа распяли на кресте вниз головой.

Вторая группа справа: Матфей, услышав новость, сильно взволнован таким поворотом событий и обернувшись к сводным братьям Иисуса по отцу, вопрошает к ним об услышанном. Фаддей находится в замешательстве, как такое может произойти в их среде, где все достаточно давно друг друга знают. А возмущённый Симон только разводит руками с немым вопросом на лице, обращённым к своему брату Фаддею: «Ты слышал, это?»

  • Матфей или Левий — был мытарем (сборщиком налогов) до встречи со Спасителем, но пошёл за Ним по первому зову. Автор первого Евангелия. Стал Апостолом уже после предательства Иуды Искариота. Он активно проповедовал основы Христианства в Греции, был забит камнями на территории Иудеи.
  • Фаддей Иаковлев — сводный брат Иисуса по отцу. Он проповедовал в ближневосточных странах ⎯ Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии. Как и многие Апостолы был распят на перевернутом кресте на территории Армении. Существует мнение, что в изображении этого Апостола есть сходство с самим Леонардо да Винчи.
    Рис. 21. Апостол Фаддей и два автопортрета Леонардо да Винчи
    Рис. 21. Апостол Фаддей и два автопортрета Леонардо да Винчи
  • Симон Кананит — так же был сводным братом Иисуса по отцу, ⎯ Святого Иосифа Обручника и его первой жены Саломеи. Самый загадочный Апостол. По преданию, именно он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской, где Иисус сотворил первое своё чудо, превращение простой воды в кувшинах в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, оставив всё, последовал за Ним. Симон получил прозвища Кананит или Зилот в переводе с греческого и арамейского обозначают одно и то же — «ревнитель», то есть благочестивый человек, ревностно следующий иудейскому Закону. Иисус официально признал этого ревностного Служителя одним из двенадцати апостолов. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими Апостолами в дар Святого Духа. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Мавритании. Но особенно выделяется период его служения в Иверии, Колхиде, Абхазии. Где он подвергся истязаниям и мученической смерти, по преданию был распилен заживо пилой, и именно этот предмет чаще всего можно видеть на его иконописном изображении. Также как и Фаддей приходился пасынком Божьей Матери.

Во многих местах картины проходит «золотое сечение», например, там, где Иисус и находящаяся справа от него Мария Магдалина положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

В 1503 году Леонардо да Винчи пишет картину «Мона Лиза» или «Джоконда», при её написании также используется принцип «золотого сечения».

Рис. 22. Джоконда
Рис. 22. Джоконда

Полное название: портрет госпожи Лизы дель Джокондо (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). Картина, находящаяся в Лувре в Париже во Франции, – одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Работа закончена была в 1505 году. Говорят, что Леонардо да Винчи посвящал написанию этой картины всё своё свободное время в течение 2 лет. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Не в этом ли секрет притягательности образа этой юной особы, от которой автор не мог оторвать глаза и смог запечатлеть на холсте всю трогательность его нереализованного чувства?

«Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней».

Грюйе, конец XIX века

В 1516 году Леонардо да Винчи принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе во Франции, неподалёку от королевского замка Амбуаз. Леонардо да Винчи получил официальное звание первого королевского художника, инженера и архитектора. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Он был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить» и блистать при французском дворе.

Рис. 23. Замок Кло-Люсе, Франция
Рис. 23. Замок Кло-Люсе, Франция

Леонардо да Винчи был очень образованным человеком, но больше того, умел восхитить окружающих красотой и выразительностью своей речи. Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, эпиграммы, пророчества. На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, это амбарные книги и искусствоведческие эссе, анатомические зарисовки и странные чертежи, исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка.

Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении, хотя он в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой, справа налево, существует даже понятие «почерка Леонардо».

Рис. 24. Образец подписи Леонардо да Винчи
Рис. 24. Образец подписи Леонардо да Винчи

У Леонардо появляется много учеников, которым он передаёт своё мастерство и даёт свои рекомендации. Учитель рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает художников исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них.

Создаёт «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам по образу жизни – рекомендации не есть мяса и быть вегетарианцем.

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» – тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, – пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Рис. 25. Поздний автопортрет
Рис. 25. Поздний автопортрет

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо.

2 мая 1519 года Леонардо да Винчи покинул этот мир и был похоронен на кладбище замка Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Леонардо да Винчи прожил долгую – 68 лет, интересную и очень насыщенную жизнь. Изменил мир вокруг себя, оставил множество художественных шедевров, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть.

В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках, на которой написана цитата Леонардо да Винчи:

Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде

Статуя Леонардо да Винчи в аэропорту да Винчи в Риме

Статуя Леонардо да Винчи в аэропорту да Винчи в Риме

Международный аэропорт Фьюмичино

*   *   *

ВЕРНИСАЖ

Крещение Иисуса Христа. 1472–1477 гг.
Крещение Иисуса Христа. 1472–1477 гг.
Благовещение. 1478 г.
Благовещение. 1478 г.
Мадонна с цветком, Мадонна Бенуа. 1479 г.
Мадонна с цветком, Мадонна Бенуа. 1479 г.
Мадонна в гроте. 1483 г.
Мадонна в гроте. 1483 г.
Дама с горностаем. 1490 г.
Дама с горностаем. 1490 г.
Мадонна Лита. 1491 г.
Мадонна Лита. 1491 г.
Тайная вечеря. 1495–1498 гг.
Тайная вечеря. 1495–1498 гг.
Мона Лиза, Джоконда. 1503 г.
Мона Лиза, Джоконда. 1503 г.
Автопортрет. 1512 г.
Автопортрет. 1512 г.

30.03.2015